03.10.2012 | Автор admin
От правильной речи зависит успеваемость ребенка в школе и в жизни
«Лыба-лак-лука» … Обычно всем нравится слушать, как смешно и мило беседуют маленькие дети, коверкая слова и неправильно произнося звуки. Но далеко не все задумываются, что эта детская забава впоследствии может перерасти в серьезную взрослую проблему. Не исправлены в детстве, дефекты речи в зрелом возрасте ликвидировать почти невозможно. Сначала у ребенка смеются в школе, впоследствии это перерастает в серьезный комплекс, человек начинает бояться говорить вообще. А всем известно, что успех оратора наполовину зависит от правильности его речи.
Логопед — это учитель, а не врач
Об этом должны обязательно помнить родители. Детей с серьезными врожденными пороками должны обследовать и психотерапевты, и психиатры, и логопеды. Распространенным для логопедов явлением является дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата). Обычно дети не произносят звуки «р», «л». Но бывают более сложные нарушения, так называемые органические, вызванные врожденными пороками речевого аппарата, или зоны вещания головного мозга. Это происходит из-за курения, пьянства и нервотрепки матери в период беременности. Также негативно на развитие речи ребенка влияет анестезия.
Исправлять дефекты речи нужно с дошкольного возраста. Некоторые родители думают, что их дети «виговоряться» со временем. Это ошибочное суждение. Надо систематически работать с малышом, чтобы добиться положительного результата. Даже когда малый еще не говорит, стоит читать ему книжки, при этом пытаться четко и правильно произносить все звуки и слова, ведь ребенок склонен копировать то, что слышит и видит.
«Сюсюкаться» с детьми нельзя! Такая неправильная разговор войдет в привычку малыша, а затем искоренить проблему будет гораздо труднее.
Но чаще ребенок не произносит один, два звука. Это шипящие, свистящие или сонорные. Кроме того, она не признает этой проблемы, ведь сама своей ошибки не слышит. Здесь надо тщательно поработать, объяснить размещение аппарата речи ребенку, продемонстрировать произношение, а также дать ей зеркало, чтобы повторяя за взрослым, она проверяла, хорошо все выполняет. Если в дошкольном возрасте не «поставить» ребенку правильное произношение, то в школе она, скорее всего, делать ошибки в письме и чтении. Родителям, которые обнаружили у ребенка пороки языка надо немедленно обратиться к логопеду. В детстве исправить речи можно за два месяца. И порой период затягивается на годы. Важно, чтобы к процессу подключились родители и учитель в школе. Даже очень частых занятий с логопедом мало, если дома ребенка никто не исправляет и не контролирует ее разговора. А к специалисту водить малыша следует не менее 3-4 раз в неделю.
Заикание — одна из самых тяжелых пороков
Заикание — это прерывание речи, повторением отдельных звуков, слогов или целых фраз, неестественное растяжением звуков. Сопровождается оно напряжением, тревогой и страхом речи. При этом возможны неестественные движения, гримасы или нервные тики, с помощью которых человек, заикающийся, пытается преодолеть этот недостаток. Заикаются примерно 2,5% детей дошкольного возраста. И около 5% людей заикались когда-либо в детстве. Среди взрослых на этого страдает около 1% людей. Из них 80% — мужчины, и 20% — женщины. Среди известных имели такой недостаток поэт Вергилий и пророк Моисей.
Без вмешательства врачей преодолеть заикание трудно. Логопеды обычно советуют медленно говорить, если что-то не получается — не нервничать, обдумывать заранее, что должно быть сказано. Главное — спокойствие! Также хорошо помогает обычный пение. Поет заика расслабляется и не испытывает, так как текст песни уже знает. Общаясь с лицом с таким дефектом, стоит сделать вид, что вы его не замечаете, чтобы заика не нервничал еще больше.
Ирина БЕЛОВА
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ речевого развития ребенка
Первый год жизни.
1-2 мес. Ребенок начинает общение со взрослым. Малыш пытается общаться с помощью мимики и активных движений. Улыбается при общении со взрослым. Возникает «комплекс оживления». С 3-4 мес. возвращается на голос взрослого. С 3-6 мес. появляется гуление, которое отличается от исходного разнообразием звуков. Удлиняются цепочки звуков и появляются сообщения губных звуков с гласными (па, ба, ма). Происходит переход к следующему этапу — лепета, который является очень важным в развитии малыша. В период лепета (6-8 мес.) Отдельные артикуляции сочетаются в определенной последовательности. Происходит повторное произнесение слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Сначала ребенок повторяет звуки, а позже она начинает подражать звукам взрослого. Одновременно с лепетом малыш начинает проявлять эмоциональные вскрикивания, проявлять радость или недовольство. Говоря громкие звуки ребенок пытается привлечь к себе внимание или проявляет сопротивление, если что-то не нравится. В это время появляется способность к подражанию. Малыш уже может последовать действия, например: махать ручкой на прощание, хлопать в ладоши. В период 6-12 мес. лепет состоит из 4-5 и более слогов. Ребенок повторяет склады, меняет интонацию. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые слова.
Второй год жизни.
Начинается период активного развития речи. Ребенок с каждым днем становится все более самостоятельной, активной и проявляет больший интерес к окружающему миру. Продолжает развиваться способность малыша к подражанию. Значительно распространяется запас слов, которые ребенок понимает. По просьбе взрослого малыш дает определенные предметы, указывает на знакомые лица, игрушки, картинки. Узнает свое изображение в зеркале, знает свое имя. Ребенок уже не ждет, когда взрослый начнет с ним разговор, а сама начинает обращаться, когда хочет есть, или не может одеться. Фразы из двух-трех слов — являются наиболее частыми высказываниями малыша в этом возрасте. На этом этапе фраза проста и грамматически не оформленной.
Третий год жизни.
Между 2 и 3 годы активно формируется фразовое речи. Высказывания ребенка становятся грамматически оформленными. Дети в этом возрасте начинают усваивать грамматический строй речи: усваивают падежные окончания, согласовывают прилагательное с существительным, используют некоторые предлоги (на, в), овладевают навыками использования в речи форм единственного и множественного числа существительных. До трех лет у ребенка формируются все основные грамматические категории. Происходит активный рост словарного запаса. Ребенок в этом возрасте активно подражает сверстников и играет в коллективные игры.
Четвертый год жизни.
Происходит существенное улучшение в речевом развитии. Ребенок знает названия многих окружающих предметов. Она обобщает их, т.е. различает разные группы предметов и называет их: посуда, одежда, игрушки, животные и т.д. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма выражения — простое распространенное предложение «Мы с мамой ходили в магазин за хлебом», «Я люблю играть большой машиной». Ваш ребенок говорит большое количество слов, но произношение звуков еще недостаточно четкая. Малыш может хорошо произносить слова, состоящие из двух слогов, но при произношении слов из трех-четырех слогов может допускать ошибки: пропустить целый склад, переставить склады местами, пропустить некоторые согласные звуки в середине слова.
Пятый год жизни.
Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова. Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает о окружающие предметы. С помощью взрослых ребенок пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки (с, з, ц), начинают произносить шипящие звуки (ш, ж, ч), но еще могут заменять их один-другом (например, шапка — «тяпка», желтый — «зовтий»). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или ль (например, рак — «йак», рыба — «либа», пирог — «пилиг»).
Шестой год жизни.
К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, рассказывают сказку, говорит об овладении одним из самых тяжелых видов речи — монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которого они сделаны (бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят шипящие звуки (ш, ж, ч) и звуки р, рь. Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их правильного произношения.
Таблица усвоения детьми звуков речи.
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Относительно развития каждого из компонентов ознакомились в разделе «Возрастные особенности речевого развития ребенка». Помните, что каждый ребенок — индивидуален, особая и, соответственно, общий и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, И, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, И
От 3 до 4 лет С, С, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р